|
(1912-1996)
Шамиль Алядин — знаковая фигура крымскотатарской литературы второй половины XX века.
Шамиль Алядинов прожил большую и богатую событиями жизнь. Он оставил после себя целую плеяду воспитанников — крымскотатарских писателей, творческих и общественных деятелей. О жизни и творчестве писателя написано немало статей, очерков, книги М. Кошчанова, Г. Владимирова, сняты телевизионные фильмы. Произведения Шамиля Алядина входят в программу средних и высших учебных заведений.
Шамиль Алядин (Шамиль Сеитович Алядинов) родился 12 июля 1912 года в селении Махульдур, расположенном в лесах у подножия горы Ай-Петри. В четыре года собирал дрова на зиму. В шесть лет уже окучивал табак на колхозных плантациях. Рубил деревья за высокими скалами в пяти-шести километрах от деревни.
Его отец был простым селянином, иногда занимавшимся столярным делом. Кроме Шамиля в семье было еще три сына и две дочери.
При рождении Шамилю Алядину дали имя Кямиль, но в раннем детстве он тяжело заболел. По древнему поверью, чтобы побороть недуг, ребенку давали другое имя. Так произошло и с мальчиком, ставшим Шамилем.
Шамиль Алядин от отца унаследовал любовь к природе края, трудолюбие, стремление к знаниям.
Начальное образование Шамиль Алядин получил в местной школе. Чтобы продолжить учебу, в 12 лет Шамиль Алядин покидает родительский уют и поступает в семилетнюю школу в городе Бахчисарае. Там его учителем был известный педагог Ягья Наджы Байбуртлы, который, кроме турецкого и арабского языков, великолепно владел французским, английским и испанским. Он пробудил в юноше интерес и любовь к литературе.
Первые впечатления о родном языке и литературе и наложили отпечаток на его дальнейшую судьбу, которая оказалась к великой радости — литературной.
В 15 лет он пишет первое стихотворение «Соловей рассвета» («Танъ бульбули»), посвященное известному крымскотатарскому просветителю Исмаилу Гаспринскому, которое было опубликовано в молодежной газете «Яш къувет».
Вот как вспоминает это первое радостное событие в своей жизни Шамиль Алядин: «Меня вызвали в учительскую. Меня встретил учитель крымскотатарского языка и литературы Ягъя Байбуртлы, пожав руку, крепко обнял и при других учителях показал напечатанное в газете «Яш къувет» моё стихотворение. Немного подождав, он продолжил: «Из Шамиля получится незаурядный мастер слова. После окончания школы его необходимо направить в Бакинский университет. В этом нам, конечно же, поможет Бекир Чобан-заде, который является профессором данного заведения».
Но по неизвестным причинам ему не суждено было учиться в Бакинском университете. После окончания школы Ш. Алядин поступает в Симферопольский педагогический техникум (1928 - 1931 гг.). Здесь он знакомится с известными в то время поэтами Зиядином Джавтобели и Керимом Джаманакълы.
По окончании техникума становится студентом заочного отделения Московского литературного института.
Он учится, познаёт секреты науки, да и имя его в этот период не сходит со страниц печатных изданий.
В 1932 г. увидела свет его первая книга стихов «Улыбнулась земля, улыбнулось небо» («Топракъ кульди, кок кульди»). В конце 1932 г. молодого поэта призвали в армию. Он проходил службу в 7-м полку Червонного казачества в городе Старый Константинов, в Украине (1932 – 1934 гг.) Там же он оканчивает полковую школу и командует кавалерийским взводом.
В 1935 году выходит его сборник стихов «Песни червонного казака» («Къызыл казакънынъ йырлары»), навеянных годами проведенными в армии.
В 1936 г. Шамиль Алядин становится заместителем редактора крымской газеты «Яни дюнья». Затем, неожиданно, уезжает с друзьями в Дагестан, и работает там школьным учителем в горном селе. Затем, по комсомольской путевке, выезжает на главную стройку II-й пятилетки — Чирчикстрой, где работает экскаваторщиком. В дальнейшем это служит основой для написания романа «Если любишь» («Эгер севсенъ»).
В 1939 году Шамиль Алядин возвращается в Крым (в этом же году становится членом Союза писателей СССР).
Литературная карьера Шамиля Алядина была такой стремительной, что в 1939 году, в возрасте 27 лет он становится главой Союза Писателей Крыма. Впервые 27-летний крымскотатарский писатель становится известен на весь СССР, как блестящий переводчик Шевченко после того, как на пленуме Союза писателей СССР в Москве 1939 года Павло Тычина выступил и прочитал на крымскотатарском языке перевод Шамиля Алядина стихотворения «Заповіт» Т. Г. Шевченка, за который Шамиль Алядин был награжден Памятной медалью.
В 1940-м году выходит его книга «Жизнь» («Омюр»), в которую входит его первое прозаическое произведение «Лестница» («Мердивен»). 26 июня 1941 года Ш. Алядин уходит добровольцем на фронт, командует взводом на Юго-Западном фронте. В феврале 1943 г. был тяжело ранен. Через два с половиной месяца, проведенных в госпитале, направляется в штаб Северо-Кавказского фронта, оттуда — в распоряжение штаба партизанского движения в Крыму. В апреле 1944 г. возвращается в Симферополь. Является членом Комиссии по оценке ущерба, нанесенного войной Крыму.
За несколько дней до депортации Шамиль Алядин выезжает из Симферополя в командировку в Алушту для набора артистов для создаваемого ансамбля «Хайтарма». Вернувшись в Симферополь (он жил в Доме специалистов, по улице Жуковского), своей семьи уже не застает. В его квартиру уже вселились чужие люди. Шамиль Алядин был задержан и вынужден покинуть Крым. Он выезжает в Среднюю Азию на поиски своей семьи. В Узбекистане, в городе Чинабаде, он находит свою умирающую от голода, жену и маленькую дочь Диляру.
Прожив в Чинабаде около четырех месяцев, Шамиль Алядин с семьей переезжает в Андижан, где работает в местной газете. Через полгода, в мае 1945 года, благодаря содействию председателя Союза писателей СССР Александра Фадеева получает разрешение на переезд в Ташкент. Там он работает директором Театра юного зрителя, Директором дворца железнодорожников, а с 1949 г. — ответственным секретарем правления Союза писателей Узбекистана. В 1953-1957 гг. он учился на вечернем отделении Ташкентского педагогического института им. В. Белинского.
Шамиль Алядин является активным членом инициативной группы, борющейся за возвращение на Родину. Ш. Алядин принимает участие в написании писем в адрес руководителей ЦК КПСС с требованием возвращения крымских татар на Родину — в Крым, выезжает с группой участников крымскотатарского национального движения в Москву. За активную деятельность в национальном движении был неоднократно уволен с работы.
Он объединяет и возглавляет группу крымскотатарских интеллигентов и, используя свое влияние и авторитет, добивается разрешения и принимает активное участие в создании ансамбля «Хайтарма», газеты «Ленин байрагъы», радиопередач на крымскотатарском языке, редакции крымскотатарской поэзии и прозы в издательстве им. Г. Гуляма. Шамиль Алядин добивается восстановления в Союз писателей и реабилитации исключенных после депортации из СП СССР крымскотатарских писателей. По его инициативе и при непосредственном участии в Узбекистане была создана секция крымскотатарских писателей при Союзе писателей Узбекистана, которую он возглавлял в течение ряда лет.
Шамиль Алядин дважды избирается председателем Литфонда СП Узбекистана, работает с писателями Шарафом Рашидовым, Камилем Яшеном и др. В период когда Шамиль Алядин являлся Председателем Литфонда СП Узбекистана достигает пика своего благосостояния.
С 1980-го по 1985 год Шамиль Алядин возглавлял журнал «Йылдыз». За заслуги в области литературы писатель удостоен звания «Заслуженный работник культуры Узбекской ССР» (1973 г.) и «Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР» (1982 г.)
Расцвет творчества Ш. Алядина выпал на переломный момент в истории его народа — жизнь в депортации.
Шамиль Алядин является автором более 70 произведений, которые были переведены на разные языки.
Особое место в творчестве Шамиля Алядина занимает повесть «Приглашение к дьяволу на пир» («Иблиснинъ зияфетине давет»), написанная в 1979 году, во времена, когда советская власть особенно беспощадно расправлялась с малейшими проявлениями национального самосознания нероссийских народов. Сыграв на классовых аккордах и революционных настроениях в Крыму между двумя российскими революциями, Ш. Алядин смог пройти между острыми идеологическими рифами и первым из советских крымскотатарских писателей рассказать про кумира далекого детства, о великом просветителе Исмаиле Гаспринском и известном поэте-демократе Усеине Токтаргазы, чьи имена долгие годы были под запретом цензуры.
В повести мастерски описаны родные крымские места, милые сердцу пейзажи народные традиции, обычаи и быт, что создает неповторимый национальный колорит и, между строк, в полунамеках — трагическая история народа. Талант писателя и его любовь к Родине оказались сильнее запретов и запрещений.
После окончания второй мировой войны Ш. Алядин пишет несколько произведений на военную тематику, а также повести «Сын Чауша» («Чауш огълу»), «Теселли», романы «Если любишь» («Эгер севсень») и «Фонари горят до рассвета» («Рузгардан саллангъан фенерлер») — плод шестилетнего изучения жизни Голодной степи, которую он исколесил вдоль и поперек, в 1971 г. выходит в свет повесть «Девушка в зеленом», в 1972 г. — книга повестей и рассказов «Эльмаз». В 1987 г. выходит сборник произведений Шамиля Алядина «Чорачыкълар». В одноименном произведении автор описывает образы своих учителей и красоты родного Крыма.
Смачная проза Шамиля Алядина с выписанным восточным колоритом напоминает старое, доброе выстоянное крымское вино.
В 1985 году Шамиль Сеитович выходит на пенсию. Для творческой работы писателю необходимы тишина и покой, их он находит на даче под Ташкентом в Дормене. Там родились новые статьи, эссе, повести. Там же он начинает писать исторический роман о прославленном полководце Тогай-бее, о помощи крымскотатарского войска в борьбе Богдана Хмельницкого за независимость Украины. Роман остался незавершенным.
В 1994 г. Шамиль Алядин с семьей возвратился в Крым, в Симферополь.
Здесь он ни на день не прекращает своей литературной деятельности: в газетном варианте выходит в свет документальный очерк «Жертвы Кремля», а затем автобиографическая повесть «Я — ваш царь и бог», в которой он повествует о тяжелых годах жизни крымскотатарского народа в депортации.
21 мая 1996 года Шамиль Алядин скончался в возрасте 84 лет и был похоронен на кладбище «Абдал» в городе Симферополе.
Kitap.net.ru
|